Природоохранная прокуратура информирует |
18 февраля 2025 года
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
С 01.03.2025 вступают в силу изменения в Водный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми заключение договора водопользования для использования акватории водных объектов в целях размещения (буксировки, установки и эксплуатации) плавучих объектов осуществляется правообладателями необходимых для такого использования земельных участков или гидротехнических сооружений без проведения аукциона при условии, что такие земельные участки или гидротехнические сооружения полностью или частично расположены в границах береговой полосы таких водных объектов и находятся в государственной или муниципальной собственности.
Под плавучими объектами понимается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
При этом запрещается сброс сточных вод с плавучих объектов. Использование плавучих объектов разрешается только при условии, если они оснащены оборудованием и устройствами, не допускающими загрязнение и засорение водных объектов.
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
С 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 ╧ 307-ФЗ, которым определяется срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, садовых и огородных земельных участков. Под освоением земельного участка в населенных пунктах понимается выполнение его правообладателем мероприятий по приведению земель в состояние, пригодное для использования в соответствие с целевым назначением и разрешенным использованием.
Установлено, что правообладатель земельного участка приступает к его использованию со дня приобретения прав на него. В случае, если требуется освоение этого земельного участка, то срок для начала его использования составляет 3 года. В течение этого срока, пока собственник осваивает участок, его нельзя привлечь к ответственности за нецелевое использование земли, поскольку он к нему еще не приступал.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земельных участков, осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, исходя из признаков неиспользования земельных участков, которые установлены Правительством РФ.
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет правила охоты и ответственность за их нарушение
Согласно п. 13 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.2009 ╧23 ╚Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты╩ изъятие охотничьих ресурсов:
травмированных, больных, зашедших в городские или сельские поселения и представляющих угрозу для жизни человека, наносящих ущерб народному хозяйству, животному миру и среде его обитания, а также в целях предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных производится в течение всего года.
Данные полномочия в силу указанного приказа возложены на Управление охраны объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и ГКУ РД ╚Дирекция особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биоресурсов╩.
Обо всех случаях нападений на человека и домашний скот, заходах диких животных на территорию населенных пунктов и о других конфликтных ситуациях с их участием необходимо немедленно сообщать в Управление охраны объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан по телефону: 8(989) 465-22-55, ГКУ РД ╚Дирекция особо охраняемых природных территорий, охраны животного мира и водных биоресурсов╩ по телефону: 8(8722) 51-72-62, в дежурную часть МВД по Республике Дагестан 8(8722) 68-27-28, а также по единому номеру экстренных оперативных служб - 112.
Также напоминаем, что в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 ╧477 ╚Об утверждении правил охоты╩ стрельба в населенных пунктах, добыча охотничьих животных с применением охотничьего огнестрельного оружия ближе 200 метров от жилья запрещена.
При осуществлении охоты физические лица обязаны иметь при себе:
1. Охотничий билет;
2. Разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (огнестрельного, пневматического, метательного стрелкового) ≈ если это оружие используется при охоте;
3. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных. При этом разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи;
4. Путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) ≈ если, например, любительская и спортивная охота ведется в закрепленных охотничьих угодьях;
5. Разрешение на содержание и разведение ловчих птиц ≈ если они участвуют в охоте.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 4 тыс. руб. с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет; на должностных лиц ≈ до 35 тыс. руб. с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение Правил охоты с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; а также на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения законодательства в сфере обращения с отходами
Федеральным законом от 26.12.2024 ╧ 497-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон ╚Об отходах производства и потребления╩ и Федеральный закон ╚Об охране окружающей среды╩ в части установления особенностей регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях.
В соответствии с внесенными изменениями, труднодоступная территория - территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории.
Перечень таких труднодоступных территорий определяется субъектами Российской Федерации в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор).
Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2025.
26 декабря 2024 года
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: Подписан Федеральный закон от 30.11.2024 N 428-ФЗ "О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире о биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях
Федеральный закон регулирует отношения в области создания, формирования, сохранения, развития, изучения и использования биологических (биоресурсных) коллекций, находящихся в федеральной собственности, и образования биоресурсных центров и организации их деятельности.
Предусматривается создание Фонда биологических (биоресурсных) коллекций РФ, в состав которого входят:
- национальные коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов;
- находящиеся на территории РФ биологические (биоресурсные) коллекции, формирование, сохранение, развитие, изучение и использование которых осуществляются в соответствии с настоящим законом, независимо от их происхождения, времени, способа и места хранения.
Закреплено, что биологические (биоресурсные) коллекции, включая национальные коллекции особо ценных образцов генетических ресурсов, подлежат государственному учету, который осуществляется посредством ведения национальных каталогов особо ценных образцов генетических ресурсов, каталогов биологических (биоресурсных) коллекций, а также реестра национальных коллекций особо ценных образцов генетических ресурсов и биологических (биоресурсных) коллекций. Ведение каталогов и реестра осуществляется посредством государственной информационной системы в области генетической информации "Национальная база генетической информации".
Вести реестр будет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения законодательства в сфере обращения с отходами Федеральным законом от 26.12.2024 ╧ 497-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон ╚Об отходах производства и потребления╩ и Федеральный закон ╚Об охране окружающей среды╩ в части установления особенностей регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях.
В соответствии с внесенными изменениями, труднодоступная территория - территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории.
Перечень таких труднодоступных территорий определяется субъектами Российской Федерации в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор).
Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2025.
26 декабря 2024 года
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14.11.2024 ╧ 1552 ╚Об утверждении Правил приведения договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей в соответствие со статьей 50 Водного кодекса Российской Федерации, с правилами использования водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления╩, которое вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Принятый нормативный акт определяет приведения заключенных до 1 марта 2025 г. договоров водопользования для использования акватории водных объектов для рекреационных целей (туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления) в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ.
В частности, установлен перечень необходимых мероприятий, возлагаемых на органы местного самоуправления, в том числе, порядок формирования комиссии по приведению договоров водопользования в соответствие со статьей 50 Водного кодекса РФ, порядок ее работы и принятия необходимых решений, порядок подписания дополнительных соглашений к договору водопользования.
26 декабря 2024 года
В Ярославской области по требованию природоохранной прокуратуры за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных при производстве работ предприятие привлечено к административной ответственности
В Ярославской области природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны животного мира.
Установлено, что организацией при проведении работ по укладке нефтепровода с применением тяжелой техники не была обеспечена безопасность объектов животного мира, что привело к повреждению и частичной засыпки гнезд береговых ласточек. По постановлению природоохранного прокурора Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов) с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 12 тысяч рублей.
С целью устранения нарушений закона в адрес генерального директора организации внесено представление.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, на период миграции птиц использование тяжелой техники было приостановлено.
26 декабря 2024 года
В Ярославской области после вмешательства природоохранной прокуратуры в собственность государства истребовано около 7 га береговой полосы Горьковского водохранилища
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного и земельного законодательства.
Установлено, что на территории Диево-Городищенского Некрасовского района Ярославской области в собственности организации находится незаконно сформированный земельный участок, в состав которого включена часть береговой полосы Горьковского водохранилища.
В целях возвращения земель общего пользования в собственность государства природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования природоохранного прокурора удовлетворены.
В собственность Российской Федерации истребована часть земельного участка площадью около 7 га.
26 декабря 2024 года
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при реализации национального проекта ╚Экология╩.
Установлено, что построенные и введенные в эксплуатацию очистные сооружения в с. Золоторучье Угличского муниципального района Ярославской области фактически не обеспечивают достижения значимого природоохранного эффекта и результативности программных мероприятий в виде надлежащей очистки загрязненных сточных вод, сбрасываемых в акваторию реки Волги.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Угличским районным судом Ярославской области требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме. На предприятие, эксплуатирующее очистные сооружения, возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений